Введение в реляционные базы данных

         

Потребности информационных систем


Удовлетворяют ли рассмотренные выше базовые возможности файловых систем потребности информационных систем? Типовая информационная система, главным образом, ориентирована на хранение, выбор и модификацию данных соответствующей прикладной области. Структура таких данных зачастую очень сложна, и, хотя структуры данных различны в разных информационных системах, между ними часто бывает много общего.

На начальном этапе использования вычислительной техники для построения информационных систем проблемы структуризации данных решались индивидуально в каждой информационной системе. Производились необходимые надстройки над файловыми системами (библиотеки программ), подобно тому как это делается в компиляторах, редакторах и т. д. (рис. 1.4).


Рис. 1.4.  Примитивная схема структуризации данных в информационной системе

Но поскольку информационные системы требуют сложных структур данных, эти дополнительные индивидуальные средства управления данными являлись существенной частью информационных систем и практически повторялись от одной системы к другой. Стремление выделить общую часть информационных систем, ответственную за управление сложно структурированными данными, явилось, на мой взгляд, первой побудительной причиной создания СУБД. Очень скоро стало понятно, что невозможно обойтись общей библиотекой программ (рис. 1.5), реализующей над стандартной базовой файловой системой более сложные методы хранения данных.


Рис. 1.5.  Две информационные системы с общей библиотекой

Поясним это на примере. Предположим, что требуется реализовать простую информационную систему, поддерживающую учет служащих некоторой организации. Система должна выполнять следующие действия:

  • выдавать списки служащих по отделам;
  • поддерживать возможность перевода служащего из одного отдела в другой;
  • обеспечивать средства поддержки приема на работу новых служащих и увольнения работающих служащих.

Кроме того, для каждого отдела должна поддерживаться возможность получения:

  • имени руководителя отдела;
  • общей численности отдела;
  • общей суммы зарплаты служащих отдела, среднего размера зарплаты и т. д.

Для каждого сотрудника должна поддерживаться возможность получения:

  • номера удостоверения по полному имени сотрудника (для простоты допустим, что имена всех служащих различны);
  • полного имени по номеру удостоверения;
  • информации о соответствии сотрудника занимаемой должности и о размере его зарплаты.



Содержание  Назад  Вперед